Контакты

Открытое занятие по экологии "Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов". Познавательно-исследовательская деятельность (экология) для детей подготовительной группы. Тема: "Вода" Экология воды для детей

Внеклассное занятие экологической направленности про воду - уникальное вещество, источник жизни и красоты. Занятие способствует воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к самому бесценному веществу на планете - воде. На нашей прекрасной планете есть ВОДА, пробуждающая и поддерживающая жизнь, ласковая и бодрящая, журчащая и громыхающая,твёрдая и парящая, такая привычная и нераскрытая загадка природы. Вот какие мысли хочется передать детям и вместе с ними прикоснуться к её тайнам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс

Тема экологического занятия:

«Вода – источник жизни и красоты»

Цель : формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, формировать понятие бережного отношения к воде, значимость воды для жизни человека, повторить три состояния воды в природе, показать её красоту; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда, развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ, синтез, развивать самоконтроль; способствовать экологизации образа жизни, воспитанию бережного отношения к воде, к природе в целом, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Оборудование: глобус, ноутбук, проектор; разрезные карточки-знаки; оборудование для опытов.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Ребята! Мы продолжаем проведение экологической недели. Сегодня наше занятие посвящено воде. Поговорим об удивительном, уникальном веществе вода, об её охране, защите, ведь вода – источник жизни и красоты.

Прочитаем хором тему занятия на доске: «Вода – источник жизни и красоты».

Для создания в нашем маленьком коллективе атмосферы сотрудничества и доверия проведём

Коммуникативное упражнение «Дождь».

Группа ребят образует круг. В центре круга находится ведущий, который показывает определённые движения. Новое движение начинается только после последовательного включения в его выполнение всех участников по кругу. Смена движения участником происходит в момент нахождения ведущего напротив его. Остальные ребята продолжают выполнять предыдущее действие.

Последовательность движений: ведущий и первый участник (потом по очереди второй, третий и т.д.) соединяют свои ладоши и начинает ими потихоньку делать круговые движения. Затем выполняются пальцами щелчки, потом начинают хлопать ладошками, далее похлопывание по бедрам и топот ногами. Потом все движения выполняются в обратной последовательности. Этими движениями участники имитируют грозу от начала до завершения. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают получаемые звуки с явлениями, происходящими в природе.

2. Введение .

Посмотрите на глобус – модель земного шара. «Земля – планета поразительной голубизны! – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого космоса первые космонавты.

Да и не может быть наша планета выглядеть по-другому, большую часть её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода самое распространенное вещество на нашей планете.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Мы привыкли к ней, используем её каждый день, и считаем её обыденным явлением. А между тем, вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное с своём роде. Сегодня мы заглянем в её тайны.

Опыт «Вода на планете Земля».

Большая часть нашей планеты покрыта водой, но распределена она по поверхности неравномерно и далеко не всей водой мы можем воспользоваться. Попробуем оценить масштабы водных запасов.

(Демонстрирует учитель)

  1. Наполним литровую банку подкрашенной синей гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
  2. Наберем 1 мл воды с помощью шприца из литровой банки и выжмем её в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
  3. 4 мл с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озёрах.
  4. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.
  5. 1 мл выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
  6. 973 мл, оставшиеся в банке, это вода морей и океанов. Добавляем туда соль – это солёная вода.
  7. Обсуждение. В каких ёмкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода, символизирующая воду в реках и озёрах и в почве).

Вода! Это одно из самых распространённых веществ в природе. Более 70% Земли покрыты водой, но только 2,5% из этой воды пригодно для питья.

Скажите, при таком ограниченном запасе важно ли беречь её?

3. Моделирование воды в разных состояниях.

Известно, что в природе вода может находиться в трёх различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Облака, дождь, лёд, снег, пар, град, туман, иней - разные состояния воды.

Возьмите картинки, лежащие у вас на парте, распределите их на группы. (дети выходят к доске и распределяют картинки, согласно изображённому на них агрегатному состоянию воды: твёрдому, жидкому, газообразному)

Давайте поиграем, превратимся в молекулы воды и побываем в разных её состояниях.

  • Сцепимся руками, согнутыми в локтях. Мы плотно стоим. – Это твёрдое состояние. Мы как лёд.
  • Возьмёмся за ручки. Теперь мы свободнее стоим, можем повертеться. «Потечём» в правую сторону, а теперь в левую! – Это жидкое состояние.
  • Расцепим ручки. Свободно «летаем» кто куда! – Это газообразное состояние воды.

Молекулы! Разлетимся на свои места!

4. Мозговой штурм «Значение воды».

Вода – не только самая распространённая, но и самая важная жидкость на планете.

  1. Вода – источник энергии.
  2. Воде принадлежит важная роль в геологии, в истории планеты.
  3. Без воды невозможно существование живых организмов, в живых организмах содержится вода.
  4. На предприятиях, фабриках, заводах, фермах большинство технологических процессов протекает с участием воды. Например, химическая промышленность, производство бумаги, металла, лекарств, пищевых продуктов.
  5. Огромную роль имеет вода в быту.
  6. Для некоторых животных вода – место их жизни.
  7. По воде перевозят грузы, пассажиров.
  8. Вода может хранить и передавать информацию.

Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете?

Ребята фиксируют свои мысли на цветных листочках бумаги, высказывают их вслух и кладут свои листочки в карман «Значение воды». Этот карман находится на «исследовательском фартуке», который держит в руках учитель.

5. Презентация «Вода – источник жизни и красоты».

(Показ презентации сопровождается чтением текста о красоте воды)

Красоту воды не сможет передать словами ни один человек в мире. Она и главный источник жизни всего живого на земле. И самое завораживающее явление.

Гладкие реки и озёра отражаются в лучах солнца. Сверкают, вызывая восхищение. Шум воды способен успокоить душу человека. А маленький звонкий ручеек может звенеть веселой песней.

Утром можно увидеть настоящее чудо. Маленькие, чистые и прозрачные росинки, словно стеклянные бусинки рассыпались на листьях и цветах. Кажется, весь мир отражается в каждой росинке.

Вода может быть и в виде тёплого летнего дождя. Капли, падающие с неба, радуют и веселят. А после летней грозы можно увидеть разноцветную радугу, которую без дождя увидеть невозможно.

Моря и океаны могут показать всю силу и мощь воды. Наблюдая за морем можно увидеть в одно время тихую гладь, а можно увидеть настоящий шторм. Волны, бьющиеся о скалы, тоже привлекают своей красотой.

Без воды не было бы жизни на земле!

6. Эксперименты с водой.

1) Лаборатория «Исследовательская» (Работа в парах)

Узнай, сколько воды может быть потрачено из-за неисправности крана. (Работа в малых группах).

Настроим кран самовара так, чтобы из него капала вода. Посчитаем количество капель в минуту. Запишем результат в таблицу.

Теперь поставим под кран пустой стаканчик (100г) и проследим, за какое время он станет полным. Результаты запишем в таблицу.

Берегите чистую воду!

2) Лаборатория «Экспериментальная»

Человек использует чистую воду, а какая вода возвращается природе, вы сами можете увидеть.

Возьмите балончики на вашем столе, откройте их и высыпайте содержимое в стаканчики с чистой водой. Перемешайте стеклянной палочкой.

  • средство для мытья посуды (такую воду мы сливаем после мытья посуды);
  • щепотку почвы (такая вода остаётся после мытья обуви);
  • немного стирального порошка (вода после стирки);
  • гуашь (вода после рисования красками);
  • опилки (вода после мытья пола в прихожей);
  • капля мазута (вода после мытья машины)

Нравится ли вам такая вода?

Можно ли её снова использовать?

Можно ли сделать эту воду снова чистой?

Возьмите в руки кружок фильтра, сложите его кулёчком и опустите в воронку, попробуйте очистить воду, пропустив её через фильтр.

Хорошо ли очистилась вода?

Отчего воду труднее очистить?

Что легче: загрязнить воду или очистить её?

  1. Упражнение «Водный светофор». (Работа в парах)

Каждой паре выдаются по три карточки-знака и круги красного, жёлтого и зелёного цвета, согласно цветам светофора. Участники должны разложить карточки-знаки по назначению.

  • Красный круг – действия человека, приносящие вред воде;
  • Жёлтый круг – действия по рациональному использованию воды;
  • Зелёный круг – действия человека, которые направлены на охрану воды и её обитателей.

Красный круг (ответы А3, Б2, В1)

  • А3 – выбросы сточных вод от заводов загрязняют реки городов.
  • Б2 – при мытье машины тратится много воды и загрязняются почва, водоёмы.
  • В1 – реки загрязняются бытовым мусором в местах отдыха.

Жёлтый круг (ответы А1, Б3, В3)

  • А1 – можно предотвратить потери воды, закрыв плотно кран.
  • Б3 – принимая душ, а не ванну, можно сэкономить воду.
  • В2 – применение воды для полива растений из лейки экономнее.

Зелёный круг (ответы А2, Б1, В3)

  • А2 – наш родник – чистый, так как люди берегут его от загрязнения.
  • Б1 – мальков, которых выращивают искусственно, выпускают в чистую воду.
  • В3 - дождевая вода, которая собирается в ёмкостях, может использоваться на благо человека.
  1. Рефлексия «Капля настроения».

Составление синквейна о воде.

  1. Домашнее задание.

Составила Груменцова Ольга Владимировна
МБДОУ № 40 г. Набережные Челны

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Индивидуальная работа: развивать усидчивость и аккуратностьПаша, Коля, Ева; внимательность - Никита К. , Ангелина; добиваться активного участия в беседе, чаще активизировать - Слава, Лиза, Настя К., Эвелина.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.) ; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей) , пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

А что такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску)

Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства) .

Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ) .

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Исследовательская работа

Опыт 1

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва) ; второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения) .

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы) . Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека) , обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы) . Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка) .

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена) .

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных) , но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть) . Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности) . Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них) , их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.

Работа на приусадебном участке

Во время работы на огороде обратите внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.

Задайте детям вопросы.

  • Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?
  • Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?
  • Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?
  • Когда она бывает влажной, а когда - сухой?
  • Много ли воздуха в этой почве?
  • Для чего ее надо периодически рыхлить?

Используйте любую возможность обратить внимание детей на обитателей Подземного царства. Не забывайте о бережном к ним отношении: если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка) , обязательно затем верните на прежнее место.

Очень часто у педагогов возникает вопрос: как относиться к кроту? Его по традиции считают "вредителем". Помните? "Роет землю старый крот, разоряет огород". Подобные вопросы задают и дети. Но, во-первых, крот - насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок жуков, которых мы считаем "вредными"; во-вторых (и это главное!) , с позиций экологии в природе нет вредных и полезных. Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крот. (Если же вы все-таки считаете, что кроту не место на вашем участке, постарайтесь его поймать и выпустить где-нибудь на опушке леса или парка. Причем сделать это желательно вместе с детьми.) Если вы всерьез занимаетесь экологическим воспитанием, то используйте кротовины в качестве объектов экологической тропы.

Проектная деятельность в ДОУ
Тема: «Проект «Экология воды», автор- Щипачева Татьяна Александровна,
воспитатель МКДОУ «Детский сад №28 «Детство» г. Ревда, Свердловская обл.

Аннотация

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами- педагогами дошкольных учреждений.
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но прежде всего- гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно- эстетических понятий.
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к природе на современном этапе обуславливает поиск наиболее эффективных методов организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных. Развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учётом современных требований (принципа интеграции образовательных областей) , является метод проектирования. В представленном проекте показана небольшая часть работы по экологическому воспитанию детей, одна из современных форм работы (проектный метод) –проект «Экология воды». Однако большое всегда начинается с малого. Если ребёнок научится беречь, любить маленькую букашку, птичку, цветок, то став взрослым, он приложит все свои силы и возможности для сохранения окружающей природы. Проект «Экология воды» адресован воспитателям, родителям детей дошкольного возраста и может быть реализован в любом дошкольном учреждении, в рамках любой общеобразовательной программы.

Актуальность

Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека

Выбрали тему исследования: «Бережное отношение к воде».

Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую

Миссия педагогического проекта: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поиского- познавательной деятельности.

Определили следующие задачи:

1. Оздоровительные

    охранять и укреплять здоровье детей;

    учить детей правильно взаимодействовать с природой;

    формировать умения рационально использовать природные ресурсы;

2. Образовательные

    расширять и углублять знания и представления об окружающем мире, в том числе и о воде;

    развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать;

    развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;

    формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3. Воспитательные

    формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми;

    учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Формами обучения стали:

  • Экскурсии

    Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений

    Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

    Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

    Целевые прогулки на природе

    Игры: подвижные, дидактические, настольные

    Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.

    Организация труда в уголке природы, на участке детского сада

    Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы

    Работа с календарем природы, дневники наблюдения.

Работа направлена на:

    Развитие речи

    Развитие логического мышления

    Пробуждение воображения и фантазии

    Обобщение представлений о природе

    Классификация представлений о природе.

    Развитие коммуникативных качеств у детей.

Совместная деятельность взрослых и детей, в которой используются такие формы как:

Наблюдения в уголке природы;

Целевые наблюдения;

    Рассматривание иллюстраций о природе;

    Экспериментальная и поисковая деятельность;

    Труд в уголке природы и на участке детского сада;

    Совместная экскурсия детей и родителей на водоем;

Воспитание бережного отношения к воде.

Интересные беседы:

«Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)

«Как поступает вода в наши дома».

« Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).

«Значение воды».

«Мировой океан».

«На пруду».

«Ручейки и озера».

«Родники. Образование родников».

«Почему воду нужно беречь».

«Берегите воду».

«Кто живет в реке, море, океане?» и много других.

Изюминка моего проекта в том, что мы с детьми не стали решать глобальные экологические проблемы как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.

Начали с экспериментальной деятельности. Были проведены такие эксперименты как:

    «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют.

    «Красота воды» ,на котором дети увидели, что вода может приобретать цвет.

    Был проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».

Вода прозрачная.

У воды нет вкуса.

У воды нет запаха.

Лед – твердая форма воды.

Пар – это тоже вода.

Лед легче воды.

    Принцип развития отражает чёткую ориентацию познавательной деятельности на развитие личностных качеств: ответственность, гуманизм и т.д.;

    Принцип системности . Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

    Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной деятельности.

    Принцип диалогического общения , как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребёнка, и проецирует установку на разумное усвоение.

    Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребёнка и своевременной воспитательно- образовательной работы.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

    Сформировать мотивацию детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

    Развитие социально-значимых качеств личности;

    Ответственное отношение детей к окружающей среде.

    Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Вывод : мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

Участники проекта : Дети 4-7 лет, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.

Сроки реализации проекта : долгосрочный

Список литературы

1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон.опт. диск (Библиотека программы «Детство»)

2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144 с.

3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.

4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб: Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.

Разделы: Работа с дошкольниками

Образовательные :

  • Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трёх состояниях жидком, газообразном и твердом.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
  • Формировать представления о круговороте воды в природе.

Воспитательные : развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

Развивающие : активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях».
  • Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки»
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок.
  • Прослушивание музыкальных произведений. А.Филипенко «Дождик», Н.Кувшинникова «Гроза»
  • Экскурсия к озеру Байкал
  • Эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег»

Материал для занятий:

  • Прозрачные, стеклянные сосуды разной формы.
  • Блюдце
  • Чайные ложки
  • Стакан с молоком и с водой
  • Гвоздь
  • Гуашь, кисти.
  • Два листа бумаги
  • Фломастеры
  • Пластмассовый стакан со льдом.
  • Стёкла небольшого размера.

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришел Незнайка

Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?

Незнайка: Я не могу загадку отгадать, помогите, пожалуйста.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды–
Жить нельзя нам без… (воды ).

Воспитатель: А у нас Незнайка и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?

Аудиозапись: звуки воды.

– Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто, ребята хочет рассказать, где нам встречается вода?

(Ответы детей.)

– А сегодня я хочу, чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Незнайка оставайся, тоже узнаешь много нового.

А что такое вещество? (Ответы детей.) Правильно песок, вода, глина, лед и т.д. – это всё вещества.

Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если быть внимательными. Внимательность и терпение необходимы людям, которые делают опыты. Давайте и мы с вами проведём опыты с водой. Для этого подойдём к столу.

Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Перельём в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

А теперь поставим на блюдце маленький пузырёк и ложкой нальём в него воды до самого края. Что вы видите? (Ответы детей.)

Вода принимает форму сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость.

Незнайка: Я знаю ёщё одну жидкость. Это песок. Когда я играл в песочнице и пересыпал песок из формочки в ведёрко песок тоже менял форму.

Воспитатель: Прав ли Незнайка? (Ответы детей.)

– Ребята, давайте докажем Незнайке, что он ошибается. Но в споре не будем обижать, а будем убеждать его.

Если опрокинуть ведро с водой ложиться горкой или растекается? (ответы детей)

А если опрокинуть ведро с песком, что происходит? (ответы детей)

Значит, вещества эти разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий: лежит кучкой и не растекается.

Итак, мы определили первое свойство воды. Это жидкость.

Теперь давайте посмотрим, какого цвета вода.

Незнайка: Я знаю, вода – белая.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята?

Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.

У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные.

Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.

– У вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветочек. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (Ответы детей.)

Незнайка: А я знаю еще одно прозрачное вещество это стекло.

Воспитатель: Да, правильно. А сейчас возьмите стёклышко положите его на свою картинку. Прозрачное? Поверните стекло ребром. А теперь что-нибудь видно? Нет. Так и вода небольшое количество прозрачно. А на глубине? Вы, наверное, не раз бывали на берегу реки. И замечали, что там вода не такая прозрачная, как из крана. Если зачерпнуть воду баночкой и дать ей постоять, прозрачность воды увеличится, а на дне появиться осадок. Это опустились на дно вещества, которые замутили воду. А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной?

– В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздика станет невидимкой.

Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? (ответы детей)

Ребята, недавно мы с вами ездили на экскурсию на озеро Байкал. Это озеро считается одним из самых чистых в мире. А чтобы оно оставалось таким же чистым, что мы должны делать? (Ответы детей.)

Физкультминутка

Над водой летят стрижи

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, – (Присели.)
Плывет лодочка-краса –
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Незнайка: Ребята, послушайте, что случилось со мной однажды летом. Решил я порисовать красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу краски. Только устроился у открытого окошка, а друзья на улице в футбол играть начали. Я бросил все свои приготовления и побежал на улицу. А когда вернулся, глянул, а воды в блюдце нет. И не знаю, куда вода делась? Пропала? Исчезла?

Воспитатель: Испарилась. Превратилась в пар. Вот теперь мы добрались ещё до одного свойства воды – она испаряется. Превращается из видимого жидкого вещества в вещество невидимку. Пар.

Вода стала газообразным веществом.

У всех дома есть чайник, вы видели, как закипает в нем вода. Сначала слышен слабый шелест. Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются наверх. А когда их становиться много они выходят из носика чайника как маленькое облачко.

Незнайка: А можно это облачко потрогать?

Воспитатель: Дети, как вы думаете можно или нет?

(Ответы детей.)

– Вода в виде пара есть везде и в комнате и на улице. Вы замечали, как летним утром. Даже если не было дождя, на траве бывает роса. Её оставляет туман.

А что такое туман?

Вы уже знаете что вода-жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который её налили. А если мороз, что тогда произойдет с водой? Я принесла стакан, который поставила 2 часа назад в холодильник. Что случилось с водой. Правильно она превратилась в лёд. Значит, вода бывает в жидком газообразном и твёрдом состоянии.

Вспомним, при каких условиях испаряется вода. Верно при любых. Но чем выше будет температура, тем быстрее будет испарение. Мы уже проводили такие опыты. Значит и днём и ночью с поверхности рек или любого другого водоёма поднимается пар – вода невидимка.

Как вы думаете, а с земли идёт испарение, вспомните опыт с цветами? (Ответы детей.)

Да и с поверхности земли тоже испаряется вода и поднимается верх. Капельки тяжелеют. Образуются облака, а из них на землю выпадают осадки. Какие осадки вы знаете? (Снег, дождь, град.)

Послушайте сказку Д. Родари.

Я отвечу вам только в том случае. Если вы пообещаете не смеяться. Дождь идёт от того, что светит солнце! Это чистая, правда. Солнце превращает воду морей, рек и озер в лёгкий прозрачный пар. Водяной пар преспокойно гуляет по воздуху до тех пор, пока на него не обрушиться холодный ветер. Повстречавшись с ветром, пар собирается в крошечные капельки. Тучи летят изо всех сил. Стараясь улизнуть от ветра. Но холодный ветер гонится за ними, настигает. Испугавшись капельки, сливаются друг с другом. Растут. Становятся тяжелее. Вот они уже не могут держаться в воздухе и падают вниз, на землю…

Воспитатель: Ты, всё понял, Незнайка?

Незнайка: Я, не знаю.

Воспитатель: Послушай ещё раз ответы детей.

Почему не переполняются огромные водоёмы? Из чего состоят облака и тучи? Какие свойства воды вы знаете? (Ответы детей.)

– Но, чтобы ты ещё лучше всё запомнил, мы с ребятами нарисуем тебе плакат «Путешествие капельки воды»

(Коллективное рисование.)

Список используемой литературы.

  1. Воронкевич О.В . Добро пожаловать в экологию.
  2. «Большая книга экспериментов». М.: Росмен, 2007.
  3. Рыжова Н.А . Волшебница вода. М., 1997.
  4. Николаева С.Н . Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1997.
  5. Поглазова О.Т., Шилин В.Д . Окружающий мир.
  6. Саморукова П.Г . Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992.

Вода имеет огромное значение для всего живого на нашей планете. Людям, животным, растениям она нужна, чтобы жить, расти и развиваться. Причем вода живым организмам нужна чистая, не испорченная посторонними загрязнениями. До начала промышленной эпохи вода в естественных, природных условиях была чистой. Но, по мере развития цивилизации, люди стали загрязнять источники воды отходами своей деятельности.

Природными источниками воды, которой пользуются люди, являются реки, озера, моря. Также чистую воду добывают из подземных источников с помощью колодцев и скважин. Каковы источники загрязнения воды?

Промышленность
Мы живем в эпоху интенсивной промышленной деятельности. Вода в промышленности используется в огромных количествах, и после использования сбрасывается в промышленную канализацию. Промышленные сточные воды подвергают очистке, но полностью очистить их невозможно. Многочисленные заводы, фабрики и производства являются источниками загрязнения воды.

Нефтедобыча и транспортировка нефти
Для промышленности и транспорта требуется топливо, для изготовления которого используется нефть. Нефть добывают как на суше, так и на море. Добытую нефть перевозят огромные морские танкеры. В случае аварий на местах нефтедобычи или транспортных аварий происходят разливы нефтяных продуктов по водной поверхности. Достаточно нескольких граммов нефти, чтобы на морской поверхности образовалась пленка площадью в десятки квадратных метров.

Энергетика
Ухудшению качества природной воды способствуют тепловые станции. Они используют воду в больших количествах для процессов охлаждения и сбрасывают нагретую воду в открытые водоемы. Температура воды в таких водоемах повышается, они начинают зарастать вредными водорослями, уменьшается количество кислорода в такой воде. Все это негативно отражается на живых организмах, обитающих в таких водоемах. Нарушается экологический баланс, и качество воды ухудшается.

Бытовая сфера
Вода нужна людям, в первую очередь, в быту. В каждом доме, в каждой квартире вода используется для приготовления пищи, для мытья посуды, для уборки помещений, а также в санузлах. Использованная вода выводится из жилых помещений через системы канализации. Такая вода впоследствии очищается в специальных очистных устройствах, но полной ее очистки добиться очень сложно. Поэтому одним из источников загрязнения воды в природе являются коммунальные сточные воды. Эти воды содержат в себе вредные химические вещества, различные микроорганизмы и мелкий бытовой мусор.

Сельское хозяйство
Еще одним источником загрязнения природных вод является сельское хозяйство. Для этого вида деятельности человека требуется огромное количество воды. Необходимо поливать многочисленные поля с посевами. Также вода нужна и для выращивания сельскохозяйственных животных. В растениеводстве применяется много искусственных удобрений. Вода, использованная для полива удобренных полей, загрязняется этими удобрениями. А сточные воды, отводимые из животноводческих комплексов, несут в себе отходы жизнедеятельности животных. При недостаточной очистке сточных вод в сельском хозяйстве происходит загрязнение природных источников воды.

В нашем мире существует множество источников загрязнения природной воды, порожденных деятельностью людей. Отказаться от благ цивилизации невозможно, поэтому единственным способом сохранения чистоты природных вод является непрерывное совершенствование методов очистки загрязненной воды.

Понравилась статья? Поделитесь ей