Контакты

Сценарий вечера русского языка для иностранных студентов. Сценарий вечера по русскому языку "русский чай". Ведь жизнь – она везде порой не гладка

Сценарий вечера на тему «Идиома»

К вечеру ребята готовятся заранее. В школе вывешивается красочное объявление: «Готовьтесь к вечеру «Идиома»! Запоминайте пословицы, поговорки и крылатые выражения!» В течение недели каждый класс готовится к вечеру: выпускает газету о русском языке, готовит сообщение о фразеологизмах и иллюстрирует их.

Вечер состоит из двух частей. Вначале учитель знакомят присутствующих с понятием «идиома», во второй части вечера двое ведущих, одетых в костюмы скоморохов, проводят викторины, аттракционы, шарады.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня видеть вас на нашем вечере. Мне кажется, что многие из вас хотят, как можно скорее узнать, что же такое идиома, ведь на уроках русского языка вы это слово не слышали.

Всем вам известно множество таких выражений, как бить баклуши, работать спустя рукава, бежать сломя голову, сесть в калошу, держать камень за пазухой и тому подобные. Эти выражения называются идиомами или фразеологическими единицами. Идиома – это неразложимое, устойчивое сочетание слов, образующих единое целое, образное и эмоциональное. Идиомы украшают речь, делают её более выразительной, гибкой, красивой, меткой. Наличие большого количества идиом в языке свидетельствует о его богатстве и развитости. Идиомы, как правило, носят образный характер и употребляются в переносном значении. К идиомам относятся пословицы и поговорки, например: век живи, век учись; на чужой каравай рот не разевай; семь раз отмерь, а один раз отрежь и т.п. Сюда же относятся и крылатые выражения, созданные мастерами слова – писателями, например: а Васька слушает да ест; злые языки страшнее пистолета, человек в футляре и т. д. В идиомах заключена народная мудрость, они украшают язык и свидетельствуют о его богатстве и силе.

Перерыв. Звучит музыка, ребята могут потанцевать.

Вторая часть вечера.

Первый ведущий: Каждый класс получает задание: определить значения фразеологизмов. Каким словом заменяются фразеологизмы каждой группы?

    Два сапога пара, одним миром мазаны, из одного теста сделаны, одного дуба жёлуди. Душа в пятки уходит, поджилки трясутся, волосы дыбом становятся, кровь стынет.

    На краю света, у чёрта на куличках, бог знает где, куда ворон костей не носил. Яблоку негде упасть, иголку некуда просунуть, повернуться негде, ни встать ни сесть.

Второй ведущий: Вы готовили сообщения о происхождении и значении предложенных фразеологизмов, рассказать своими словами. (На огонёк зайти, забежать; подложить свинью; дело табак; Аника-воин и другие ). Ребята выступают с сообщениями.

Первый ведущий : Какие вы знаете идиомы со словом УМ? (Браться за ум, не в своём уме, выжить из ума, себе на уме, на ум наставить, пришло на ум, раскинуть умом, сойти с ума, ум за разум заходит; уму непостижимо ).

Кто последний назовёт фразеологизм со словом ГОЛОВА (Вбить в голову; забрать себе в голову; выкинуть из головы; намылить голову; голова идёт кругом; голову вскружить; как снег на голову; с больной головы на здоровую; голову повесить; ломать голову; с головы до ног; терять голову, быть головой выше, голову давать на отсечение ).

Второй ведущий: Прочитайте шуточный диалог. В чём его особенность?

С ног до головы

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды (с левой ноги встал, что ли?) он полез ко мне драться. Я со всех ног домой. Еле ноги унёс. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку дам на отсечение – он сразу перестанет распускать руки.

Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую очередь (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!

(В этом тексте 22 фразеологизма со словами нога, рука, голова).

Первый ведущий : Замените выделенные слова фразеологизмами.

У нашего Ивана Васильевича на уроке будь внимателен! Юра – главный помощник учителя. «Мир приключений» всё время у ребят; переходит от одного к другому. Увидев товарища, Петя стремглав побежал к нему.

Для справок: Держи ухо востро. Правая рука. Из рук в руки. Сломя голову.

Второй ведущий: Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположный по смыслу в правой.

На руках носить

С открытой душой

Своим горбом жить

Камень за пазухой держать

На чужой шее сидеть

Держать в ежовых рукавицах

Лясы точить

Воды в рот набрать

Держать ухо востро

Не покладая рук

Сидеть сложа руки

В руки взять

От рук отбиться

С пятого на десятое

Во всю Ивановскую кричать

Держать язык за зубами

Первый ведущий : Каждый класс готовил небольшие сценки, изображающие содержание какой-либо идиомы, которую зрители должны будут отгадать. Каждая идиома должна быть представлена тремя сценками: в одной показывается её употребление, в другой – её переносный образный характер, в третьей – её происхождение. (Работать спустя рукава, ошеломить кого-нибудь, дело в шляпе, тянуть канитель, кричать на всю ивановскую, на воре и шапка горит и другие).

Второй ведущий: Это рисованное письмо послали своей бабушке семилетние брат и сестра. В письме очень странные рисунки. Как вы думаете, какие?

Дорогая бабушка! Приезжай и помоги нам, мы не знаем, что делать. Вчера учительница сказала маме, что я и Гога совсем развинтились. Я – сорви голова, а Гога хромает по математике. Ольга Ивановна ещё сказала, что это потому, что родители отпустили вожжи, и мы подрываем их авторитет. Но учительница открыла родителям глаза, а нам велела подтянуться и взять себя в руки. Решили нас обоих выправить и с корнем вырвать наши недостатки. Бабушка, что же теперь будет? Приезжай! Леля и Гога.

Первый ведущий: Вот и подошёл к концу наш вечер. Посчитайте свои жетоны, полученные в конкурсах. Поздравляем победителей!

(Самые активные участники награждаются сладкими призами).

Мы надеемся, что сегодня на вечере вы узнали много нового о фразеологизмах, запомнили их и обогатили свою речь. Будем рады видеть всех вас на следующем вечере. До новых встреч!

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА РУССКОГО ЯЗЫКА

Великое русское слово...

А.А. Ахматова

Цель: привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира.

Задачи:


  • углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

  • способствовать развитию интереса к родному языку;

  • воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
Оборудование:

  1. плакаты с высказываниями о русском языке;

  2. школьные газеты о русском языке;

  3. аудиозаписи песен;

  1. портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургене­ва, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой;

  2. рисунки учащихся к фразеологизмам

  3. мультимедийное оборудование
    Подготовка:

  1. изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

  2. выпуск газет о русском языке;

  1. знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;

  1. оформление рисунков к фразеологизмам;

  2. подбор пословиц и поговорок о языке.
Ход вечера:
1-й ведущий. Дорогие учителя и учащиеся! Закончилась неделя пед.наук, посвященная Международному дню родного языка. Мы рады видеть вас на на­шем вечере, посвященном родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не при­дется скучать!

^ 2-й ведущий. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колы­белью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

^ Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Учитель. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

^ 1-й ведущий. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викто­ рину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний:
Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский .)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь .)

С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский .)

Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький .)

^ 2-й ведущий. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы позна­вать мир и самих себя.

^ На фоне музыки звучат стихи.
Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной...

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье».

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.
Ростислав Братунь, украинский поэт:

Язык России я не в школе –

По книге Пушкина узнал.

Поэт свои мечты о воле

Еще мальцу мне завещал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата –

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе –

По книге Пушкина узнал,

Как правды знаменье и воли,

Порыв к тому, о чем мечтал.
А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.
^ 1-й ведущий. О языке народ сложил много пословиц и поговорок.

(Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок со словом язык)

Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

^ Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.

Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.

Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.
^ 2-й ведущий. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет -

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
^ 1-й ведущий. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.

Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с ис пользованием фразеологизмов .

(Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.)

^ Игра с залом. Загадки-складки.

2-й ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят... (водой не разольешь ).
Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь... (медвежью услугу ).

Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова ).

Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут ).

1-й ведущий. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.

Два актера разыгрывают сценку.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

Как живешь? - спрашиваю.


  • Нормально, - отвечает.

  • А с учебой как?

  • Нормально.
-Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

Нормально.

Вот так поговорили!
2-й ведущий. Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников.

Старший задает вопрос младшему:

Как дела?

У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да?

А что там лошадь была?

Какая лошадь?

Ну-ка, давай все с начала.

Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль…

Без свечки?

А что это за фитиль?

Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету…

Он на чем подкатил, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета был.

У какого шкета?

Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, попилил он.

Ну и как, распилил?

Что распилил?

Ну, велик?

Ну этим самым, шнобелем.

Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

А почему варежка, он что зимой дерябнулся?

Да нет не было там никакой зимы, там училка была.

Учительница, ты хочешь сказать?

Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся.

Как гикнулся?

А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?

Понятно!
^ 1-й ведущий. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

^ Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль»

(Дейст­вие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.)

П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, которадверь".

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

П р а в д и н. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.
2-й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?
^ 1-й ведущий. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
^ 2-й ведущий. Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

Учитель. Послушайте стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется вспомнить и прочитать прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества...

Сценарий праздника русского языка - самое интересное в блогах

«СЛОВО

СЛОВАХ»

(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках

«Недели русского языка»)

МОУ СОШ № 2

2011-2012 уч.год

Сценарий праздника «Слово о словах»

Праздник проводился в рамках предметной

«Недели русского языка» с учащимися 5 «А» класса

Ход праздника

Учитель. Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Слово о словах: Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромною власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

И так, поговорим о словах, сделаем их своими верными друзьями.

(Пятиклассники исполняют «Приветственную песню» на мелодию «Учат в школе»)

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

Ученица. Вот так говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»:«Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить, надо его как то называть, именовать».

Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это «кошка», это «ель», это «снег». Такими этикетками увешано всё вокруг нас.

Из фондов ГТРК "Коми гор"

С XVI-го века обживали Нижнее Припечорье новгородцы - предки Осташевых, Чупровых, Дуркиных; лесами и болотами торили свои тропы староверы, ставили скиты, рубили избы - так и выросли здесь деревни Загривочная и Скитская, село Замежная. Трудились, берегли веру предков, книги, обычаи, сарафаны парчовые...

Передача на русском языке, 1987 год.

Режиссёр -- Т. Рожина

Оператор -- А. Пархачёв

Звукорежиссёр -- Л. Чувьюрова

Редактор -- Н. Лазарев

Гостелерадио СССР. Телевидение Коми АССР.

У каждого из нас есть имя. Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают.

^ Ученик читает стихотворение М. Пляцковоского

Есть сладкое слово-конфета,

Есть быстрое слово-ракета.

Есть кислое слово-лимон,

Есть слово с окошком-вагон

Есть слово колючее-ёжик,

Есть слово промокшее-дождик.

Есть слово упрямое-цель,

Есть книжное слово-страница,

Есть слово лесное-синица.

Ест слово пушистое-снег.

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

Защити меня!-

Это значит:

Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть

сотворит

Учитель. А сейчас, ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом. Послушайте это стихотворение и найдите эти слова.

^ Ученица читает стихи.

Повстречались в разговоре слово друг и слово враг .

Слово друг -любитель игр, а слово враг -любитель драк.

Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,

Потому что слово враг сразу драться предлагал,

Ну, а слово друг -играть: и поссорились опять.

Сколько речь наша жива, будут ссорится слова.

День и ночь , война и мир будут спорить что есть сил.

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей .

Ссориться не надо нам, не придется и словам.

Учитель. Почему же некоторые слова «ссорятся» между собой?

Ученики. Они антонимы.

Учитель. Давайте отгадаем загадки. Отвечайте хором.

Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада)

Я антоним к слову смех, не от радости, утех,

Я бываю по неволе от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)

Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима)

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина)

Учитель. А теперь вспомним синонимы

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.

На я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)

На время что то прекратив, мы называем … (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим …(передышку)

Бывает, мы не правильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи. Давайте послушаем диалоги:

«В кабинете врача» и «Телефонный разговор»

^ Первая сценка.

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Вася: Чао!

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Докто: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

^ Сценка вторая.

Ну ты, типа, идёшь?

Ща приду. Я как бы думаю.

Чё ты думаешь?

Идтить мне или подождать, когда дружбан позвонит.

Ихний телефон не работает.

Учитель. Какие слова, по-вашему, совершенно не уместны в кабинете врача? Объясните почему? (пятиклассники объясняют). Найдите и исправьте ошибки, допущенные во втором диалоге? (дети исправляют ошибки).

Учитель. Молодцы! Очень хорошо! Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи, Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.

Вот и подошёл к концу наш праздник. Я думаю, выводом этого праздника будет песня, которую я сочинила для нашего праздника. Давайте споём вместе.

^ Исполняется «Дарите радость словом».

Слово-это не пустяк.

В каждом слове свой костяк

Говорите и любите это чудо

В школе учат понимать,

Что словом нужно выражать

Доброту, тепло, любовь, заботу к людям

Не стесняйтесь говорить

И «спасибо», и «прости»,

И «люблю», «целую», «верю», «уважаю».

Постарайтесь не грубить,

Слово. Это то, что сердцем выражаешь.

Пятиклассники дарят гостям праздника и друг другу открытки-сердечки, подписанные словами: Люблю Вас; Уважаю; Признателен Вам; Спасибо за знания; Благодарю; Горжусь тобой; Вы - мудрая; Справедливая; Чуткая; Прости меня; Желаю здоровья; Будьте счастливы и т.д., и т.п.

Сценарий составлен Рамазановой Гульбаршин Ахмедияровной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №2.

Сценарий праздника, посвященного году русского языка. клен 2007 год.

Песня «Школьная страна» Ученица. Любопытно, забавно и тонко:Стих, почти непохожий на стих. Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг. И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла? Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады, Надевает колпак колдуна. Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский языкНа сцене две подружки: Настя и Даша. В руках - учебник русского языка. Настя. Даша. Я на нее тоже обиделась: говорит, что язык нужно чистить, у тебя только «балдеть» и «клевый». Сейчас, разбежались мы вместо ………. чтобы идти смотреть пятый раз Гарри Поттера, какие-то кадушки побежим разглядывать. А на уроке не ту букву напишешь- полный балдеж! Будто из-за твоей ошибки кто-то помер!

Настя. Язык.

Что-то вы меня, девочки, рано похоронили! Конечно, я старый, но не такой как латинский язык или праславянский, которые, действительно, являются мертвыми. И машины ломаются, и государства, и алфавиты, но наш русский язык - язык живой, развивающийся, интересный. Но я на вас обиделся и поэтому исчезаю, но на всякий случай оставлю вам это:Подает девочкам свиток, они разворачивают и читают:Аз. аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены, славен град вятчан свой чюдный славили.

Настя.

Слушай, Дашка, что за бред?

Даша.

Настя.

Как же! Абракадабра!Даша.

Нет! Аз- это первая буква старого алфавита, обозначала, по-моему, Я. Мудрости - это наше слово. Понятно, рачитель… Я сейчас вспоминаю, что в древности писцы должны были сотавлять по особым законам, и законы эти были освящены церковью. А похож наш язык тогда был на болгарский. Потому что именно болгарские Просветители Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку. Да, у нас же в классе Яша из Болгарии, пусть прочитает что-нибудь …

Яша.

Скрих се в този топъл вятър,

който срещу тебе тича

и тополите премята.

Късно е да те обичам.

Късно е да бъдем части

от една горчива дума.

Мислиш ли, че има щастие

с прилагателно "разумно"?

И потъвам в този вятър

с безизходната надежда,

че пронизва необята

неизпратената нежност. Снова девочки.

Даша.

Выходит, что наш язык изменялся, старые слова, труднопроизносимые, заменялись новыми?

Настя.

Получается, что ты права. Яша, а что значит аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены.

Яша.

Даша. Читай дальше, интересно же! Дщери умом были свершены… славен град вятчан свой чюдный славили… Дщери - это дочери, наверно, умом свершены (смеется), ну это понятно, это он намекает, что у нас ума не хватает, да, мы должны славить град вятчан, это значит-Киров,…

Настя.

Ведущий.

Даша. Дьяк.

Сцена 2. На сцену выходят два ученика, один - дьяк, другой - писец. Писец.

Дьяк. Ученица. Часто и во сне и наяву, И во тьме, и в сумерках и в свете Я пытаюсь старую Москву В душной современности заметить. Что такое старая Москва? Стены белые домов в заросшем парке, Тополей шуршащая листва, Булки, пироги в торговой лавке. Старая Москва жива, поверь, Это и в заборе ветхом дыры, И раскрывшаяся настежь дверь, И этаж, где не сданы квартиры. На пригорке старый сельский храм, Не найдешь бетонных новостроек. Три дороги разбежались там, Уводя былинного героя. Вечно будут старою Москвой Бабушки у дома на скамейках, Не кивнуть старушкам головой И не поздороваться посмей-ка! Отразились в луже облака, Солнце улыбнулось нам лукаво, Ты проснулась, старая Москва, Помним мы твою былую славу.Даша. Снова на сцене Даша и Настя. А ты знаешь оВятке? Настя. Юля. Мой Киров - самый лучший в мире город. Красивей я пока что не встречал. Он- родина моя, и потому мне дорог, Он у меня начало всех начал. Он разделен рекой. Соединен мостами, И добрая о нем слывет молва. И окружен со всех сторон лесами, Покой его хранят с крестами купола. Прославил он себя давно гостеприимством, И тянется к нему народ издалека. Читаю я о нем стихи без подхалимства-Мне нет на всей земле роднее уголка! Из сердца моего берет начало Вятка-Душа полна к моей родной реке, Ведь жизнь - она везде порой не гладка Но счастья огонек мерцает вдалеке. Есть много городов у матушки России, Я тоже видел много городов и сел, Но для моей души нет города красивей, Подобного ему нигде я не нашел.Даша. Яша. Настя. Язык. Все вместе. Группа вместе, Даша. Настя, Яша, с ними и ученый-Язык. Благодарим мы прежние эпохи, Ученых, и поэтов, и народ, Они язык, что подарили Боги Хранили даже в самый сложный год. Благодарю я мать, что мне читала И раскрывая каждой сказки смысл, Она ошибки с детства исправляла И пробуждала к жизни мою мысль. Благодарю я Куприна, Толстого, Тургенева и Чехова всегда, Что берегли родной язык, и снова Он нам, как воздух и вода. Родная речь, родной язык любимый, Мы силу черпаем в тебе во все века,

Ты - наша драгоценность, наша сила, И роль играешь в жизни маяка.!

Сценарий праздника, посвященного году русского языка.

(КЛЕН 2007 год).

Песня «Школьная страна»

После исполнения песни на сцене остается только одна ученица, читающая стихотворение Н. Заболоцкого.

Ученица.

Любопытно, забавно и тонко:

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык

На сцене две подружки: Настя и Даша. В руках – учебник русского языка.

Настя.

А наша учительница меня сегодня на уроке опозорила: я написала ка Тка с фикусом. А она сказала: Ты, наверно, в ка Тке катаешься на коньках! Вспомни пословицу: была бы мука да кадушка, будет и ватрушка..» И послала она меня в.. краеведческий музей посмотреть на кадушку.

Даша.

Я на нее тоже обиделась: говорит, что язык нужно чистить, у тебя только «балдеть» и клевый». Сейчас, разбежались мы вместо ………. чтобы идти смотреть пятый раз Гарри Поттера, какие-то кадушки побежим разглядывать. А на уроке не ту букву напишешь- полный балдеж! Будто из-за твоей ошибки кто-то помер!

Она говорит: язык живой! Выдумала какую-то жизнь!

Язык.

Входит Язык в костюме ученого

Что-то вы меня, девочки, рано похоронили! Конечно, я старый, но не такой как латинский язык или праславянский, которые, действительно, являются мертвыми. И машины ломаются, и государства, и алфавиты, но наш русский язык – язык живой, развивающийся, интересный. Но я на вас обиделся и поэтому исчезаю, но на всякий случай оставлю вам это:

Подает девочкам свиток, они разворачивают и читают:

Аз. аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены, славен град вятчан свой чюдный славили.

Настя.

Слушай, Дашка, что за бред?

Даша.

Это не бред, Это какой-то древний язык, по-моему наш, слова встречаются похожие.

Настя.

Как же! Абракадабра!

Даша.

Нет! Аз- это первая буква старого алфавита, обозначала, по-моему, Я. Мудрости – это наше слово. Понятно, рачитель… Я сейчас вспоминаю, что в древности писцы должны были сотавлять текст по особым законам, и законы эти были освящены церковью. А похож наш язык тогда был на болгарский. Потому что именно болгарские

Просветители Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку. Да, у нас же в классе Яша из Болгарии, пусть прочитает что-нибудь …

Читает стихотворение по-болгарски.

Скрих се в този топъл вятър,

който срещу тебе тича

и тополите премята.

Късно е да те обичам.

Късно е да бъдем части

от една горчива дума.

Мислиш ли, че има щастие

с прилагателно “разумно”?

И потъвам в този вятър

с безизходната надежда,

че пронизва необята

неизпратената нежност.

Снова девочки.

Выходит, что наш язык изменялся, старые слова, труднопроизносимые, заменялись новыми?

Настя.

Получается, что ты права. Яша, а что значит . аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены.

Это значит: если ты хочешь быть мудрым, хочешь, чтобы все люди были душевны, то должен хотеть, чтобы и дочери твои были умными,

Даша.

Читай дальше, интересно же! Дщери умом были свершены… славен град вятчан свой чюдный славили… Дщери – это дочери, наверно, умом свершены (смеется), ну это понятно, это он намекает, что у нас ума не хватает, да, мы должны славить град вятчан, это значит-Киров,…

Настя.

Смотри, смотри… они что неграмотные были? Чюдный написан с буквой Ю! Все знают, что чу-щу пишется с буквой у. Это наверно ошибка.

А я недавно прочитал одну притчу. Там тоже говорилось о двух сестрах

Даша.

Нет, это раньше писали, как слово слышалось, но со временем стали писать по правилам и даже старались речь сделать более простой, понятной.

Дьяк.

Сцена 2. На сцену выходят два ученика, один – дьяк, другой – писец.

Дает подзатыльник писцу, который склонился над документом. Лопух ты. Демьян, разуй глаза, чё пишешь? Делатель храмин… Еже он есть КАМЕНЩИК! И парус привычнее, нежели КОРМИЛО ВЕТРЕНОЕ.

Писец.

Дак, отец Григорий, не можно позволяти мне нескромную свободу! Не можно доходити до подлой речи улицы!

Дьяк.

Эх ты! Без смеси не родиться бы и вовсе московской речи, всему великорусскому языку! Это ранее двуязычие на Руси было, а теперь собственный язык рождению подлежит! Не в религиозной упрямости святость, но в трезвом рассудке используем мы чужое! Москва без своего языка не может быть великой!

Ученица.

На сцену выходит ученица, которая читает стихотворение «Старая Москва».

Часто и во сне и наяву,

И во тьме, и в сумерках и в свете

Я пытаюсь старую Москву

В душной современности заметить.

Что такое старая Москва?

Стены белые домов в заросшем парке,

Тополей шуршащая листва,

Булки, пироги в торговой лавке.

Старая Москва жива, поверь,

Это и в заборе ветхом дыры,

И раскрывшаяся настежь дверь,

И этаж, где не сданы квартиры.

На пригорке старый сельский храм,

Не найдешь бетонных новостроек.

Три дороги разбежались там,

Уводя былинного героя.

Вечно будут старою Москвой

Бабушки у дома на скамейках,

Не кивнуть старушкам головой

И не поздороваться посмей-ка!

Отразились в луже облака,

Солнце улыбнулось нам лукаво,

Ты проснулась, старая Москва,

Помним мы твою былую славу.

Даша.

Снова на сцене Даша и Настя.

Это про Москву. А в летописи написано: чтобы , славен град вятчан свой чюдный славили. А ты знаешь стихи о Вятке?

Настя.

Я…. Нет, не знаю, а вот Юля специально к «лицейским звездочкам» выучила стихотворение о нашем вятском крае.

Юля.

Мой Киров – самый лучший в мире город.

Красивей я пока что не встречал.

Он- родина моя, и потому мне дорог,

Он у меня начало всех начал.

Он разделен рекой. Соединен мостами,

И добрая о нем слывет молва.

И окружен со всех сторон лесами,

Покой его хранят с крестами купола.

Прославил он себя давно гостеприимством,

И тянется к нему народ издалека.

Читаю я о нем стихи без подхалимства-

Мне нет на всей земле роднее уголка!

Из сердца моего берет начало Вятка-

Душа любви полна к моей родной реке,

Ведь жизнь – она везде порой не гладка

Но счастья огонек мерцает вдалеке.

Есть много городов у матушки России,

Я тоже видел много городов и сел,

Но для моей души нет города красивей,

Подобного ему нигде я не нашел.

Даша.

Яша.

Настя.

Язык.

Все вместе.

Группа детей вместе, Даша. Настя, Яша, с ними и ученый-Язык.

Благодарим мы прежние эпохи,

Ученых, и поэтов, и народ,

Они язык, что подарили Боги

Хранили даже в самый сложный год.

Благодарю я мать, что мне читала

И раскрывая каждой сказки смысл,

Она ошибки с детства исправляла

И пробуждала к жизни мою мысль.

Благодарю я Куприна, Толстого,

Тургенева и Чехова всегда,

Что берегли родной язык, и снова

Он нужен нам, как воздух и вода.

Родная речь, родной язык любимый,

Мы силу черпаем в тебе во все века,

Ты – наша драгоценность, наша сила,

И роль играешь в жизни маяка.!.

Сценарии, - - полезные ссылки - кафедра современного русского языка

Учительский портал - презентации, тесты, сценарии, разработки уроков. Методическая копилка. Учительский портал предназначен для размещения и хранения методических разработок, конспектов уроков, тестов, дидактических материалов, сценариев. В этом разделе каждый может опубликовать свою разработку или сценарий.

Библиотека учителя - всё для молодого учителя, учителя, классного руководителя. Документы, разработки, методические разработки. Возможна публикация документов, интересных для учителей. Библиотека учителя: о детях - Готовим праздник - Классному руководителю - Классный час - Документы - Уроки английского - Молодому учителю - Ссылки - Методическая работа

Классный час – сборник классных часов. 48 классных часов. В этом разделе каждый может опубликовать свою разработку классного часа.

Афоризмы и цитаты - Сборник афоризм и цитат различной тематики. Постоянное пополнение. Данный раздел предназначен для публикации афоризм и цитат. В этом разделе каждый может опубликовать и цитаты.

Фотоальбомы – раздел для различной тематики. В этом разделе каждый может опубликовать свои фотографии.

FAQ (вопрос/ответ) Здесь можно задать любой вопрос по сайту и получить на него ответ.

Каталог файлов - архив хранения файлов ZIP, WinRAR. В этом разделе каждый может разместить свои файлы.

Каталог сайтов. В этом разделе каждый может зарегистрировать свой сайт.

Блоги. В этом разделе каждый может создать свой блог на этом сайте. Подайте свою заявку на блог админу.

Тесты - 55 тестов различной тематики.

Гостевая Здесь можно оставлять и отзывы о сайте.

Обратная связь Написать администрации сайта.

Всё для Power Point Данный раздел предназначен для пользователей, желающих получить информацию о том, как повысить эффективность работы в процессе создания презентаций в PowerPoint. Раздел содержит сведения о программах и дополнениях, которые способны усовершенствовать функциональные возможности графики, видео, звука и т. д. Анимашки, фоны и шаблоны для презентаций. Файлы для скачивания. Полезные советы.

Тосты Сборник тостов различной тематики. Постоянное пополнение. Данный раздел предназначен для публикации тостов. В этом разделе каждый может опубликовать тост.

Город. RU Данный раздел предназначен для публикации статей о городах. В этом разделе каждый может рассказать о своём городе. Если его нет в списке, подайте заявку и Ваш город будет добавлен в список городов. После чего Вы сможете добавлять свои статьи.

Песни Сборник текстов песен различной тематики. Постоянное пополнение. Данный раздел предназначен для публикации песен. В этом разделе каждый может опубликовать текст песен.

Сценарии Сборник сценариев содержит более 830 сценариев различной тематики. Постоянное пополнение. Данный раздел предназначен для публикации сценариев. В этом разделе каждый может опубликовать свой сценарий.

Учитель русского языка Биченова Сусанна Эскендеровна п.Советский АР Крым, УВК "школа-лицей" №2

Фильм об учителе русского языка УВК "школа-лицей" №2 п.Советский АР Крым, Биченовой Сусанне Эскендеровне. Работа по разработке фильма, написания сценария, съемки и монтажа, выполнена Константином Заварзиным.(Фотосалон агентства "Праздник"+380954249611)Заказать съемку фильма, написание сценария и монтаж можно по адресу: п.Советский, АР Крым, ул.30лет Победы, 23.Агентство "Праздник"

Вечер-конкурс «О великий, могучий…»

Цель: развитие интереса к глубокому изучению русского языка;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;

Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ход игры

Вступительное слово ведущего:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем вечер-конкурс «О великий могучий..», который включает в себя игру-соревнование между командами учителей и учащихся.

1.Первый конкурс назовём «Русский язык-это…». Пусть команды придумают название и красноречиво закончит начатое высказывание «Русский язык-это…»

Пока команды выполняют задание, мы с вами определимся с жюри. Мы предлагаем:

учителя:1.

ученики:1.

2.Второй конкурс понравится, наверное, всем.Потому что с детства мы отгадываем загадки.

  1. По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых, а она себе идет.(Река)
  2. Не взять меня и не поднять. Не распилить пилой. Не вырубить и не прогнать. Не вымести метлой…Но только мне придёт пора – сама уйду я со двора.(Тень)
  3. Крылья есть, да не летает. Ног нет, да не догонишь.(Рыбы)
  4. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

3. «Переставь буквы» : переставьте буквы в словах так, чтобы из одного существительного образовать другое:

Барыня-рабыня

Пальто-лопать

Лейка-лакей

Подвода-водопад

Мошкара-ромашка

Стирка-старик

Приказ-каприз

Каркас-краска

4. «Расписание уроков»

Ответ: история, ботаника, русский язык, геометрия, рисование, физкультура

5. «Из двух - третье» : переставляя буквы в каждой паре слов, попробуйте образовать третье:

Око+ромб (обморок)

Кит+рана (картина)

Боб+уста (суббота)

Ива+карп (крапива)

6 . «Внимательный читатель» : послушайте стихотворение и считайте, сколько раз встречается числительное СТО:

У простого сторожа-

Часто в нём стоножка

Дорожит стоножка

И столичной ваксой

Вместо двух не просто

Сразу столько обуви

У простой стоножки

Непростой дом:

Бродит под столом.

Чистит 100 сапог.

Чистотою ног,

Вычистить все сто,

Не носил никто!

Стоит постоять

И у той стоножки опыт перенять!!!

7. «Дружная семейка» : это 10 частей речи.Необходимо к каждой букве в слове подобрать часть речи.

Л- ли-частица

8. «Подбери пару» : в 2 столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова:

Пол ежи

Банк оса

Яр точка

Вол кот

Зал рот

Бой марка

Сено рис

Кипа окно

Вес вал

9. «Телеграмма» : из каждой буквы слова составить телеграмму. ПАРТА, ШКОЛА

10. «Творчество» : написать небольшой рассказ, в котором все слова начинаются с буквы К.

Заключительное слово ведущего:

Дорогие зрители и участники сегодняшней игры, наш вечер завершается. И в конце этого вечера мне вспоминаются слова И.С. Тургенева, в письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к русскому языку: «Ещё один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

Итог игры. Слово жюри .

МОУ Пижмаринская СОШ

Понравилась статья? Поделитесь ей